К дорожной ситуации «лоб в лоб» необходимо готовиться не в последние секунды до возможного столкновения. Следует заранее предусмотреть наиболее опасную из аварийных ситуаций, разработать оптимальные варианты действий, прорепетировать их.
Причины возникновения и условия ситуации «лоб в лоб»
Причины возникновения ситуации различны:
- ослабление внимания водителя встречного авто;
- условия плохой видимости;
- занос встречного автомобиля на скользком дорожном покрытии;
- резкая остановка следующего в попутном направлении для встречного авто, двигающегося в объезд «в лоб»;
- повреждение дорожного покрытия, повлекшее изменение курса;
- поведение неадекватного водителя.
На действия в конкретной ситуации оказывает влияние дорожная ситуация:
- условия дорожного покрытия (скользкое или сухое, характер покрытия);
- скорость;
- погодные условия;
- видимость;
- количество полос движения;
- тип и ширина обочины;
- вид местности.
Не меньшую роль при оценке события имеет тип транспортных средств, количество и возраст пассажиров.
[stextbox id=»info»]За доли секунд, оставшихся до возможной аварии, то есть практически мгновенно, произвести анализ и вероятностный расчет оптимальных действий невозможно. Поэтому следует разработать единый алгоритм наиболее оптимальных действий.[/stextbox]
Что говорит ПДД
Конкретно ситуация «лоб в лоб» ПДД не рассматривает. Более-менее схожая ситуация описана в пункте 10.1. Согласно нему при обнаружении опасности для продолжения движения следует принять меры к торможению вплоть до остановки.
В этом случае важно, чтобы при резком торможении собственный авто не стал помехой другому участнику движения, как попутного, так и встречного направления.
На скользком дорожном покрытии собственный автомобиль может повести себя непредсказуемо, потерять управление, остановиться в поперечном направлении, создав условия для удара в бок. Боковое столкновение является наиболее опасным с точки зрения получения тяжелых травм.
Как быть, если вам навстречу едет автомобиль, расскажет это видео:
Помимо этого Правила регламентируют обязательную световую индикацию при изменении скорости и направления автомобиля. Если при нажатии на тормоз световое сопровождение срабатывает автоматически, то при повороте на обочину необходимо показать направление движения вправо-влево.
Такая информация будет полезна как для попутного, так и для встречного авто (это более актуально в данном случае).
Что делать
При возникновении экстренной дорожной ситуации следует:
- Немедленно приступить к экстренному торможению. Нельзя при этом давить в пол педаль тормоза. На плохом дорожном покрытии данное действие может привести к изменению курса собственного авто. Машина может стать неуправляемой, вылететь в кювет или на полосу встречного движения.
- Одновременно показать направление поворота. В большинстве случаев это направление необходимо направить на правую обочину. Однако, если на ней есть помеха, либо обочина отсутствует, ее состояние крайне плохое, можно предусмотреть съезд на левую обочину. [stextbox id=»black»] При этом необходимо оценить вероятность столкновения со встречными автомобилями. Обычно поворот на левую обочину производят, если во встречном направлении имеется только одна полоса.[/stextbox]
- Продолжать торможение вплоть до полной остановки транспортного средства. После остановки покинуть салон, оценить последствия аварийной ситуации, в случае необходимости вызвать инспектора дорожного движения и соответствующие службы.
Различные условия
- Условия плохой видимости. Такие климатические условия значительно уменьшают время для принятия решения. В данном случае сокращается время для принятия решения. Поэтому действовать в подобной ситуации необходимо однозначно: тормозить с максимально безопасной для заноса эффективностью, и уходить вправо.
- Дорога с количеством полос во встречном направлении две и более. В этой ситуации уход от столкновения в левую сторону может привести к созданию аварийной ситуации с другими авто, движущимися во встречном направлении. Поэтому следует съезжать на правую обочину.
- Если суммарная скорость движения автомобилей превышает 150 км/ч, то последствия предполагаемой аварии чрезвычайно опасны. Торможение при скорости около 100 километров в час может привести к боковому заносу и столкновению «в бок». Это значительно увеличивает травмоопасность. [stextbox id=»warning»]Поэтому следует выбирать траекторию торможения, предельно допустимую для избегания заноса. При этом следует успеть отключить систему ESP.[/stextbox]
- Тип обочины. Следует помнить, что если на дороге имеется песчаная обочина, это может привести к мгновенному заносу при попадании на нее правых колес в режиме торможения. Следует по максимуму производить торможение на полосе движения, лишь достигнув невысокой скорости, съезжать на обочину.
- На очень скользком дорожном покрытии (гололедица), особенно при нерабочей системе АБС, лучше отказаться от торможения в принципе. Необходимо сбросить педаль газа на передаче и приступить к повороту направо. Если идет проливной дождь и покрытие скользкое, следует приступать к медленному торможению на передаче.
Как избежать аварии, смотрите в этом видео:
Ситуация «лоб в лоб» требует от водителя практически мгновенной реакции, грамотной оценки дорожной обстановки. Техническое состояние автомобиля, особенно рулевого управления и тормозной системы, должно быть безукоризненным. Только в этом случае возможно предотвращение серьезного ДТП.