Турбины для ДВС поначалу ставились на самолеты. А с 1970 ых годов турбины были не в диковинку уже и на дорогах. Есть тенденция к тому, что скоро все без исключения новые авто будут с турбированными двигателями. Разберемся, чем же хороши турбомоторы и в каких случаях атмосферники имеют преимущество.
Полезные стороны использования турбины
Турбированный двигатель мощнее атмосферного с таким же объемом на 20-40%. Это достигается за счет двух простых физических процессов:
- турбина закачивает в камеру сгорания воздух под высоким давлением. Поэтому на поршень давят не только газы от воспламенения топлива, но и сжатый воздух;
- этот сжатый воздух несет в себе намного больше кислорода, чем воздух под слабым давлением в обычном двигателе. Поэтому топливо выгорает полностью, выше КПД и чище выхлопы.
В итоге турбированный 1,9 литровый двигатель выдает такую же мощность, как атмосферный 2, 5 литровый. Расход топлива первого двигателя на 100 км около 7 литров, второго — около 9 литров на 100 км в смешанном цикле город-трасса.
[stextbox id=»info»]Турбированный двигатель работает заметно тише обычного. Происходит это за счет того, что взрыв топливной смеси от искры в камере сгорания в смеси как бы смягчается сжатым воздухом и часть звуков гасится.[/stextbox]
Турбины сегодня ставят на ДВС, работающие на как на бензине, так и на дизеле. Ставят их и на оппозитные двигатели последнего поколения, в которых два поршня в одной камере сгорания ходят навстречу друг другу.
Проблемы при использовании турбодвигателя
Неписаный закон механики: чем проще устройство, тем оно надежнее. В турбированном двигателе есть дополнительный узел, турбина, которой в обычных двигателях просто нет, поэтому атмосферные двигатели имеют больший ресурс пробега без поломок.
Турбина — высокотехнологичное изделие. Делают их на специально созданных для этого заводах. Скорость вращения лопастей в турбине достигает невероятных величин. У «Камаза» это 90 000 об/ мин.
[stextbox id=»black»]Рекордсмен — турбина Turbo Charger КР37 для дизельного «Smart» — 280 000 об/мин. [/stextbox]
Для ДВС с турбиной нужно использовать только качественное, дорогое синтетическое масло. Плохое масло или контрафакт могут вывести из строя дорогие узлы.
О страхах российских автомобилистов можно прочитать здесь.
У нас вы узнаете о том, что будет, если подорожает бензин.
Здесь можно подписаться на наш канал.
При поломке турбины автовладельца неизбежно ждут немалые траты на ремонт. Этот узел чинится только в тех мастерских, где есть специальное оборудование.
- Эксплуатация турбодвигателя потребует привычки прогревать двигатель даже в летнее время, это обязательно для турбин.
- Турбодвигатель чувствителен к перегреву, поэтому система охлаждения должна работать надежно.
Заметный минус — провал мощности и слабая динамика разгона на малых оборотах, так называемая турбояма. Происходит это потому, что на малых оборотах слабый выброс выхлопных газов и турбина не развивает достаточных оборотов и мощности.
Но, видимо, это недостаток роста. На некоторых моделях уже ставят турбины с дополнительной крыльчаткой малого диаметра, которая создает нужное давление даже на малых оборотах. Турбины совершенствуются, становятся надежнее, увеличивается их ресурс.
Итог
Как видите, у турбированного двигателя имеется масса плюсов и минусов, каждый из которых может стать определяющим в выборе. В то же время увеличивающееся число турбомоторов как бы говорит всем, что будущее — именно за такими силовыми агрегатами. Мы собрали для вас самое основное, в этом же видео вы найдете детальный и обстоятельный разбор каждого из видов двигателей: