Профессия водителя, безусловно, является очень ответственной. Ведь от того человека, который сидит за рулём, напрямую зависят жизни множества людей — это как те, что едут с ним в одном транспортном средстве, так и все остальные участники дорожного движения (водители и пассажиры других автомобилей, пешеходы и т.д.).
Контроль за соблюдением режима
Усталость наряду с употреблением различных веществ (алкоголь, наркотики и т.д.) является одной из причин тяжелейших дорожно-транспортных происшествий. Постепенно уже не получается контролировать обстановку, глаза начинают слипаться и человек совершает столкновение, либо машина съезжает с трассы (в кювет, овраг, лес). Поэтому законодателями многих стран мира давно предпринимаются попытки сделать так, чтобы водитель находился на своём рабочем месте, только будучи хорошо отдохнувшим. Давно разработаны и определены нормы труда и отдыха профессионалов. Но ведь в каждую кабину не посадишь начальника, который бы строго следил за их соблюдением.
[stextbox id=»info»]Для таких целей давно используется специальный прибор — тахограф. Это небольшая коробочка, которая подключается к автомобилю и беспристрастно следит за тем, сколько именно времени за рулём провёл конкретный человек, а сколько — отдыхал.[/stextbox]
Виды тахографов:
- механический. Использовался ранее. В него нужно вставлять круглые бумажные диски — «шайбы» — и время их менять;
- электронный. Вместо «шайб» в специальный слот вставляется уже индивидуальная карточка водителя. По размеру она очень похожа на обычную банковскую кредитку.
Тахографы в России
С 2014 года каждый грузовой автомобиль или автобус в нашей стране, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который занимается перевозками, должен быть оснащён тахографом. И не любым, а электронным, российского производства и имеющим модуль ГЛОНАСС и блок СКЗИ.
[stextbox id=»alert»]В любое время грузовик или автобус может остановить сотрудник специальной службы, и считать данные тахографа на предмет наличия возможных нарушений.[/stextbox]
Данное ведомство может называться по-разному, в зависимости от страны. В России это транспортная инспекция, или Ространснадзор. Соответствующие полномочия также имеют работники ДПС ГИБДД.
Действующие нормы
Данный вопрос регулируется Приказом Минтранса России №15 от 20.08.2004. В этот документ несколько раз вносились изменения.
- после каждых 4.5 часов водитель должен отдыхать не менее 15 минут. Впоследствии останавливаться нужно уже не каждые четыре, а каждые два часа — и так пока не закончится максимальный срок рабочего дня.
- в сутки можно работать не более 9 часов. Но дважды в неделю допускается по 10 часов;
- минимальное время ежедневного отдыха составляет 11 часов, опять же, с определёнными оговорками. Так, разрешено иметь по 9 часов дважды в неделю, а также по 12 часов за два интервала, каждый из которых не может быть короче 9 часов.
Что изменилось
В указанный приказ 3 мая 2018 года были внесены последние на данный момент изменения. В силу они вступили 5 июня .
- Из-под действия приказа были выведены кроме водителей-международников также те, кто управляет пожарными и спасательными автомобилями;
- Расширен перечень тех водителей, которые могут работать по 12 часов за смену, если непосредственно управление автомобилем занимает до 9 часов (остальное время – это погрузочно-разгрузочные работы, заправка топливом, контроль технического состояния и т.д.). В данный список внесены водители общедоступных эфирных теле- и радиостанций, а также операторов, которые осуществляют цифровую эфирную трансляцию таких каналов;
- Ранее норма об отдыхе продолжительностью не менее 15 минут после каждых четырёх часов езды распространялась только на междугородные перевозки. Теперь же — на все виды, без исключения.
- Работать на протяжении календарной недели водителям теперь можно не более 56 часов, а за две недели подряд — до 90 часов. Также чётко прописано, что именно является неделей — это промежуток времени от 00:00 часов 00 секунд понедельника до 24:00 часов 00 секунд воскресенья.
Об этом и других законах для водителей, вступающих в силу в этом году, вы узнаете из этого видео:
Ответственность за нарушение
Согласно статье 11.23 КоАП РФ за нарушение режима труда и отдыха водителя могут оштрафовать на 1-3 тысячи рублей. Если же тахограф в автомобиле отсутствует, неисправен, не соответствует действующим требованиям или подвергся несанкционированному вмешательству, то кроме такого же наказания для водителей (1-3 тысячи рублей) предусмотрена ответственность и для тех, кто выпустил такую машину в рейс — 5-10 тысяч рублей штрафа.
Весной в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому водители заплатят уже 3-5 тысяч рублей, должностные лица — 7-10 тысяч, а юридические лица (эта норма появилась впервые) — уже 30-50 тысяч. Таким образом, за нарушение водителя ответит также и его работодатель — ведь именно он часто заставляет своего подчинённого работать сверх нормы.
[stextbox id=»alert»]Данный законопроект на данный момент пока не принят Госдумой и, соответственно, его не подписал Президент. Поэтому штрафы остаются старыми.[/stextbox]
У нас вы найдете информацию о представленном накануне Lexus LF-1 Limitless Concept и его особенностях.
Об изменениях в штрафах за нарушения на ж/д путях вы можете узнать здесь.
Итог
К сожалению, некоторые водители-профессионалы продолжают ехать за рулём из последних сил, пока окончательно не «выключатся». Этому способствует и непростая экономическая ситуация в стране — люди банально хотят больше заработать, чтобы прокормить семью. Поэтому сообщения о дорожно-транспортных происшествиях из-за того, что водитель заснул за рулём, появляются всё чаще и чаще.
И, несмотря на то, что сами нормы в данной сфере у нас вполне соответствуют европейским, ответственность по мировым меркам — смехотворна. Тысяча рублей — это всего 13 евро. Хотя, например, в Бельгии штраф составляет 1800 евро, во Франции — до 30 тысяч евро на компанию, а в Германии — 60 евро в час для водителя и 180 евро в час — для его работодателя.